re:Formers

Полина Осетинская

Уникальность искусства Полины Осетинской в том, что оно универсально. Ценители качества фортепианной игры найдут в нем пример блестящей виртуозности, равно проявляющей себя и в сложнейших сольных сочинениях, и в богатых пышных партитурах для фортепиано с оркестром. Те, кому дорога в музыканте душа, проникновенность, не могут не увлечься взволнованным, то нежным, то тревожным рассказом о приключениях этой души, выраженных звуками. Любители интеллектуализма с увлечением будут следить за изысканным и часто парадоксальным построением ее концертных программ, за перекличками разных произведений, диалогом композиторов через века и страны, который устраивает исполнительница. Наконец, элегантность, огромное обаяние, сценическая харизма покоряют в равной степени всех. Совокупность этих свойств делают Полину Осетинскую одним из несомненных лидеров своего поколения пианистов.

Полина начала играть на рояле в возрасте пяти лет, а в шесть уже дала свой первый сольный концерт в зале Вильнюсской филармонии. В восемь состоялся дебют пианистки с оркестром — с камерным оркестром Литвы под управлением Саулюса Сондецкиса она исполнила Концерт ре минор Баха. Закончила школу-лицей при Петербургской консерватории, а затем и саму консерваторию — в классе Марины Вольф, прошла ассистентуру-стажировку в Московской консерватории у профессора Веры Горностаевой.

Полина выступала с Токийским филармоническим оркестром, Заслуженным коллективом республики Академическим симфоническим оркестром Петербургской филармонии, Государственным академическим симфоническим оркестром им. Е. Ф. Светланова, оркестрами «Виртуозы Москвы», «Новая Россия», Европейской Симфониэттой, Веймарской национальной оперы и др. Среди ее сценических партнеров — дирижеры Теодор Курентзис, Туган Сохиев, Александр Сладковский, Лоран Петижерар, Василий Синайский, Андрей Борейко, Герд Альбрехт, Ян-Паскаль Тортелье, Томас Зандерлинг. Ее игру публика слышала в самых престижных залах — Большом и Малом Московской консерватории и Петербургской филармонии, венском Мюзикверайн, Концертном зале Мариинского театра, залах Варшавы, Сан-Франциско, Брюсселя, Японии и многих других.

Пианистка принимала участие в фестивалях Du Wallonie, Mainly Mozart, Chopin Festival, «Декабрьские вечера», «Крещендо», «Звезды на Байкале», «Территория», «Звезды Белых Ночей», Левитановском фестивале в Плесе. Полина — постоянный гость Дягилевского фестиваля в Перми, в июне 2016-го года пианистка выступит на нем дуэтом со скрипачкой Алиной Ибрагимовой. В сезоне 2016-2017 пианистка готовит несколько проектов с разными артистами — со скрипачом Максимом Венгеровым, с пианистом Алексеем Гориболем, с артисткой театра и кино Ксенией Раппопорт. Готовится новый проект для двух роялей с композитором и пианистом Антоном Батаговым. Также пианистка ведет два авторских абонемента — детский в Московской Филармонии, детский и взрослый в Пермской Филармонии.

Полина Осетинская — лауреат молодежной премии «Триумф». В 2008 году пианистка написала автобиографическую книгу «Прощай, грусть!», ставшую бестселлером. В свои сольные программы Полина Осетинская почти всегда включает сочинения композиторов конца XX — XXI вв., часто сталкивая их с классикой. «Современная музыка, — полагает она, — не только продолжает музыку старую. Она еще и помогает открывать в старой музыке смыслы и красоту, стертые десятилетиями слепого музейного поклонения и механического, часто бездушного исполнения». Осетинская — приверженец и популяризатор композиторов-современников поставангардного направления: Сильвестрова, Десятникова, Мартынова, Пелециса, Карманова. Записи пианистки выходили и продолжают выходить на многих лейблах, в их числе — Sony Music, Naxos, Bel Air, в 2015 вышло два альбома на английском лейбле Quartz. Ее искусство высоко оценивают взыскательные музыкальные критики авторитетных изданий. Например: «В ее тонкой, если не сказать рафинированной, интерпретации композитор предстал философом-интеллектуалом… И именно благодаря таким вдумчивым и критическим интерпретациям, какую предложила Полина Осетинская, музыка Шостаковича остается актуальным и даже злободневным искусством» («Коммерсантъ»).
«Молодая мать, она представила в этот раз свой проект «Колыбельные», безупречным исполнением объяснив, что жанр, адресованный детям, способен вместить в себя и эмоции взрослых масштабов. От декоративных пьес Респиги и Шопена через салонного Чайковского — Рахманинова пианистка провела нас в сонный мир инобытия, в котором исчезли «до» и «после». Ференц Лист словно знал, что написал Антон Батагов, а Роберт Шуман отвечал Валентину Сильвестрову и Леониду Десятникову. Как во сне, грани предметов, нот и жизней выступили ощутимо и весомо» («Ведомости»).
«Пятнадцать кристально чистых, мастерски выдуманных фортепианных характеров — наследников прелюдийного творчества прошлых фортепианных эпох. Все сыграны с феерической тонкостью, с ясностью точной формы и звуковой выделки». («Время новостей»)