re:Formers

Программа 2021

Москва

2 октября

Открытие фестиваля

 

Медиа Центр Парка «Зарядье» в 20:00, Москва

Стив Райх (р. 1936)
«New York Counterpoint»
для кларнета и записи (1985-2002)
Переложение для саксофона

Добринка Табакова (р. 1980)
«Spinning a Yarn»
для скрипки и колесной лиры (2011)

Борис Филановский (р. 1968)
Infinite Superposition №2 Alesya Bolgova
Iteration 1 (2020)

Infinite Superposition №2 Alesya Bolgova
Iteration (2020)
мировая премьера

Павел Карманов (р. 1970)
«Past Perfect»
для фортепиано (2011)

Лев Тернер (р. 1990)
победитель проекта Re:Formers LAB
«Elastic Particles»
для альта и саксофона (2021)

Никола Ресанович (р. 1955)
Трио для саксофона-альта, скрипки и фортепиано (2006)

Rock – Thru a Stained Glass Window
Stone Cold Sentiment
The Last Chord

Джои Рукенс (р. 1982)
«Un cuadro de Yucatan»
каприс для скрипки-соло (1999)

Майкл Лоренс Найман (р. 1944)
«Viola and Piano»
для альта и фортепиано
(1995)

Есть ли у классической музыки потенциал живого развития, или ей остаются только кроссовер-эксперименты и периодические гастроли «виртуозов»? В России выросло целое поколение молодых исполнителей, которые всей своей жизнью подтверждают — потенциал есть, искусство исполнения классики продолжает развиваться и удивлять слушателей. Новые прочтения, коллаборации — все это актуальная классическая музыка. Ее лучшие представители востребованы в Европе, активно гастролируют, но им этого мало. Они создали сообщество тех, кто живет классикой, дышит ею и считает, что именно музыка спасет мир. Фестиваль актуальной классики Re:Formers — мощный шаг к расширению этого сообщества.

Концерт, открывающий III Фестиваль актуальной классики Re:Formers, составлен из сочинений композиторов-современников, не устающих искать новые пути и способы организации музыкальной ткани, звукового и сценического пространства. Композитор Борис Филановский предваряет мировую премьеру своего сочинения комментарием для слушателя: «В основе всей жизни, в том числе музыкальной, лежит повторение и различие. Мы различаем эстетические течения, фигуры композиторов, отдельные опусы. Различие связано с закрепленной в самоповторе идентичностью, а она, в свою очередь – с завершенностью. Лишь законченное высказывание принимается во внимание; от автора неявно требуется обозначать и охранять границы стиля и эстетики; с этим связана сама фигура автора. В нашем распоряжении ограниченное время – в любом масштабе, в любой ситуации. С ограниченностью, завершенностью связаны и другие эстетические аксиомы, которые для нас сами собой разумеются: выбор, сравнение, соразмерность, синтаксис. Я хочу вскрыть эту аксиоматику с помощью растущих сочинений (их несколько, для разных камерных составов). Я хочу писать так, как если бы мог делать это вечно. Каждая следующая версия (итерация) – результат нелинейного, из множества точек, расширения предыдущей. Любая итерация это отдельная вещь и может исполняться отдельно; ни одна из них не является более законченной, чем любая другая. Итерация имеет форму, но само растущее сочинение формы не имеет и не является work in progress.
Фактически это попытка новой практики, pratica quarta, которая поставит под сомнение понятие опуса, корпуса текстов – и вместо них введет подобие динамической базы данных».

Организаторы международного фестиваля актуальной классики Re:Formers Мария Немцова и Виталий Ватуля – музыканты с блестящим академическим образованием, лауреаты международных конкурсов, создатели гуманитарного проекта Music for Peace («Музыка за мир»): «Мы очень рады тому, что, несмотря на все трудности нынешнего времени, фестивалю-2021 быть. В июле, после двух переносов фестиваля, совместно с Союзом композиторов России мы сделали творческую лабораторию для композиторов Re:Formers LAB. Музыка победителя этого проекта, Льва Тернера, будет представлена на концерте-открытии фестиваля. Также мы очень ждем приезд Б С Манджунатха, лучшего исполнителя карнатик музыки в мире – уверены, что он откроет абсолютно новые горизонты для российской публики. В этом году, несмотря на жесткие ограничения и пандемию, нам удалось собрать действительно необычную и интересную международную программу».

3 октября

Совместный концерт Б С Манджунатх, Вариашри Венугопал (Индия) и Маримба Плюс

 

Джаз Клуб Алексея Козлова, в 20:00, Москва

Программа уточняется

Индийская классическая музыка включает в себя две традиции: хиндустанскую, зародившуюся и распространенную в Северной Индии, и карнатическую, бытующую в южных индийских штатах, в том числе Андхра-Прадеш, Телангана, Керала и Карнатака. В отличие от хиндустанской традиции, карнатическая опирается прежде всего на вокал, сопровождаемый каким-либо ударным инструментом (табла) и незамысловатым, чаще фиксированным бурдонным аккомпанементом. Вокальная линия, которую в европейской традиции назвали бы мелодия, называется рага, ритмический рисунок – тала. Однако, рага – не свободно сочиненная мелодия, а устойчивый мотив, а точнее целый музыкально-поэтический комплекс, наделенный закрепленной символикой, смыслом. Так, существуют раги, которые следует петь в определенное время дня (утренние, дневные, вечерние), года (весенние, зимние), состояния (веселье, любовь, покой), мужские и женские раги и т.д.
Обычно рага состоит из 7 ступеней индийского звукоряда, который, в отличие от 12-титонового европейского, делится на 22 неравных микрохроматических ступени. На сегодня трудно определить сколько всего существует раг, т.к. изменение одного тона – это уже новая рага. Исполнение раги базируется на импровизации, конечная же цель исполнения – духовное единение слушателя и артистов через красоту музыки.

4 октября

Квартет саксофонистов «Хабанера»

 

Концертный зал «Зарядье», (Большой Зал) в 19:00, Москва

И. С. Бах
Прелюдия до минор из ХТК, I том  BWV 847

Г. Лигети
4 Багателя из Музыка Ричерката
— 1 Allegro con spirito
— 2 Tempo di valse (poco vivace – « à l’orgue de Barbarie »)
— 3 Rubato lamentoso
— 4 Allegro molto capricioso

И. С. Бах
Прелюдия си мажор из ХТК, I том BWV 868

Т. Эскеш
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА «ТРИ МИМОЛЕТНОСТИ»
-1. Prestissimo con fuoco
-2. Adagio
-3. Allegro

И. С. Бах
Прелюдия си бемоль минор из ХТК, I том BWV 867

В. Давид
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА «ЭЛЕМЕНТ»
1, Источник
4, Огонь

И. С. Бах
Прелюдия соль диез минор из ХТК, I том BWV 863

Г. Лигети
4 Багателя из Музыка Ричерката
— 5 Canatabile molto legato
— 6 Vivace energico
— 7 (Belà Bartok in mémoriam) Adagio mesto – Allegro Maestoso
— 8 Vivace Capricioso

И. С. Бах
Прелюдия фа минор из ХТК, I том BWV 857

Ф. Гласс
Квартет для саксофонов

Квартет саксофонистов «Хабанера»
Кристиан Вирт, сопрано-саксофон
Сильван Малезьё, альт-саксофон
Фабрицио Манкузо, тенор-саксофон
Жиль Трессос, баритон-саксофон

5 октября

Концерт звезд Карнатик Музыки
а также

Лев Тернер (р. 1990)

победитель проекта Re:Formers LAB
«Double talk»
 для таблы, фортепиано, скрипки и саксофона
мировая премьера

 

Медиа Центр Парка «Зарядье» в 20:00, Москва

Концерт выдающихся исполнителей южно-индийской карнатик музыки будет представлен в Медиа Центре парка Зарядье 5 октября. Гуру этого жанра, Б С Манджунатх и Вариашри Венугопал посетят столицу с уникальной программой. Они являются абсолютными величинами этой музыки, важнейшими мировыми представителями этого жанра. Музыканты выступают в лучших залах мира, сотрудничают с выдающимися оркестрами и музыкантами современности. Артисты находятся в постоянном творческом поиске и диалоге с западно-европейской музыкой и современными композиторами. БС Мунджунатх — композитор, новатор, первооткрыватель многих уникальных ритмических циклов (например Тала Фибоначчи, Тала Треугольных чисел, Гурукрупа Тала и многих других собственных, которым он еще не дал имена). Вариашри Венугопал — также композитор, импровизатор, певица и флейтистка. На сегодняшний день является одним из наиболее востребованных индийских музыкантов. Она выступает по всему миру, сотрудничая с такими музыкантами, как Бобби МакФеррин, Луиз Бенкс, и многими другими.

Индийская классическая музыка включает в себя две традиции: хиндустанскую, зародившуюся и распространенную в Северной Индии, и карнатическую, бытующую в южных индийских штатах, в том числе  Андхра-Прадеш, Телангана, Керала и Карнатака. В отличие от хиндустанской традиции, карнатическая опирается прежде всего на вокал, сопровождаемый каким-либо ударным инструментом (табла) и незамысловатым, чаще фиксированным бурдонным аккомпанементом. Вокальная линия, которую в европейской традиции назвали бы мелодия, называется рага, ритмический рисунок – тала. Однако, рага – не свободно сочиненная мелодия, а устойчивый мотив, а точнее целый музыкально-поэтический комплекс, наделенный закрепленной символикой, смыслом. Так, существуют раги, которые следует петь в определенное время дня (утренние, дневные, вечерние), года (весенние, зимние), состояния (веселье, любовь, покой), мужские и женские раги и т.д. 

Обычно рага состоит из 7 ступеней индийского звукоряда, который, в отличие от 12-титонового  европейского, делится на 22 неравных микрохроматических ступени. На сегодня трудно определить сколько всего существует раг, т.к. изменение одного тона – это уже новая рага. Исполнение раги базируется на импровизации, конечная же цель исполнения – духовное единение слушателя и артистов через красоту музыки.

В концерте также прозвучит сочинение Льва Тернера, победителя композиторской лаборатории Re:FormersLab. Опус «Double Talk» — опыт соединения мелодики и ритмов музыкальных традиций Европы и Индии. 

8 октября

«Обратная Перспектива» в постановке Джоны Бокаера (США)

 

ГМИИ им.А.С.Пушкина в 19:30, Москва

Обратная Перспектива — это слияние живых выступлений всемирно известного хореографа Джоны Бокаера и дуэта Виталия Ватули (саксофон) и Марии Немцовой (фортепиано) (VitaDuo) под музыку выдающегося композитора своего поколения Полины Назайкинской. Интересно, что это новое исследование граней искусства, в котором саксофонист Виталий Ватуля не только играет на саксофоне, но и задействован в хореографии.

Обратная Перспектива исследует путешествие артиста в прошлое с целью понять настоящее. Проект охватывает такие темы как свобода и безопасность, искусство, государство и человек. Проект приглашает зрителей вместе с артистами исследовать себя и свой внутренний мир.

Премьера выступления состоялась в прошлом году в США.

Виталий Ватуля (саксофон)
Мария Немцова (фортепиано)
Джона Бокаер (танец)
Надя Кайраллах (танец)
Хала Шах (танец)

12 октября

Закрытие фестиваля с OpensoundOrchestra

 

Малый Зал Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского в 19:00, Москва

Болеслав Мартину (1890–1959) 
Концерт для клавесина и малого оркестра, H.246 
Исполняют:  
Елизавета Миллер, клавесин 
Инна Зильберман, скрипка 
Наринэ Нанаян, скрипка 
Роман Викулов, скрипка 
Никита Кейман, альт  
Ольга Калинова, виолончель 
Сергей Карачун, контрабас 
Алексей Мазур, флейта 
Алексей Левин, фагот 
Александра Макаревич, фортепиано 

Гиа Канчели (1935–2019) 
«Ночные молитвы» для саксофона и камерного оркестра Солист — Виталий Ватуля, саксофон 

Луи Андриссен (1939-2021) 
«Танцы»  
для сопрано, ударных, арфы, фортепиано и струнных Солистка — Элизабет Хетерингтон, сопрано 

Якоб тер Вельдхаус (р. 1951) 
«SkyFalling» Концерт №2 для фортепиано и камерного оркестра Солистка — Мария Немцова, фортепиано 

OpenSound Orchestra 
Дирижер – Станислав Малышев

Луи Андриссен (1939-2021) 

«Танцы»  

для сопрано, ударных, арфы, фортепиано и  струнных 

Красивое и несправедливо недооцененное  произведение для сопрано и камерного  оркестра голландского композитора Луи  Андриссена. Начав свой путь с композиций  в стиле джаза и авангарда, со временем  автор пришел к выразительности  элементарных мелодических и ритмических  структур и ясной оркестровой звучности,  где даже при общем tutti хорошо слышен  тембр каждого инструмента. «Танцы» не  предложат слушателю остинатно танцевальной ритмической фигуры: музыка  четрыхчастной композиции поступательно  разворачивается от кристально-прозрачной  оркестровой медитации до зенита, после  которого возвращение исходного состояния  воспринимается как катарсис. Сам  композитор рассказывал: «Танцы были  изначально написаны для хореографии  Бьянки ван Диллен: De Trap (Лестница).  Одна часть этой работы была удалена.  Первое исполнение Де Трапа состоялось в  Театре Фраскати в Амстердаме 24 апреля  1991 года. Музыку исполнила ансамбль  Asko, а сопрано Кларон Макфадден сыграла  роль египетской принцессы среди танцоров.  Она выбирает одну из танцовщиц, которая  поднимется по лестнице». Спетый текст взят  из исторического романа Джоан Грант  «Крылатый фараон» 1937 года. 

Болеслав Мартину (1890–1959) 

Концерт для клавесина и малого оркестра,  H.246 

Мартину – один из самых ярких чешских  композиторов ХХ века. Его молодость  пришлась на 20-30-е годы: время, когда в  Париже клубился пьянящий «коктейль» из  музыки Дебюсси, Стравинского, музыки  «Шестерки» и джаза. Композитор  несомненно, впитывал в себя влияния  времени, сохраняя при этом собственный  стиль. Концерт для клавесина и малого  оркестра – авторский взгляд на классику в  новых реалиях: это блестящее произведение во французско неоклассическом стиле. Компактное  трехчастное сочинение, где есть и  классическая форма, и «золотая  секвенция», и соблюдены жанрово темповые каноны цикла вместе с тем  наполнено ритмами и гармониями нового  времени, и порой его звучание даже  отсылает нас к жанру мюзикла, а синергия  клавесина и фортепиано создает  очаровательные звуковые эффекты.  Концерт был заказан солисткой Марсель де  Лакур, ученицей легендарной Ванды  Ландовской, которая сыграла ключевую  роль в возвращении клавесина на  концертные сцены 20 века. Всего за три  месяца до этого, в июне 1935 года,  Мартину сочинил Deux pièces для  клавесина для Марсель де Лакур. 

Премьера концерта состоялась 29 февраля  1936 года в Париже в рамках цикла  современной музыки «Concerts du Triton»  под управлением Анри Томази. 

Гиа Канчели (1935–2019) 

«Ночные молитвы» для саксофона и  камерного оркестра 

«Ночные молитвы» — часть цикла «Жизнь  без Рождества» («Утренние молитвы»,  Дневные молитвы», «Вечерник молитвы»,  «Ночные молитвы»). Цикл создавался в  переломный период жизни композитора: в  1991 году Канчели покинул родной Тилиси  и отправился в Берлин, откуда намеревался  вернуться через полгода, однако 22 декабря  того же года в Грузии началась гражданская война, значительно дестабилизировавшая  положение в стране и вынудившая  композитора остаться за рубежом. 

В общем-то, именно «Ночные молитвы»  привели композитора к мысли объединить  созданные ранее части в цикл. Созданные  по заказу «Кронос-квартета», они  завершают мета-цикл: «До получения это  предложения о цикле как таковом речи  быть не могло, поскольку подобные предложения поступали от разных  исполнителей, в каждой из четырех  «молитв» собственный состав. Тем не  менее, между ними существуют не только  образные, но и тематические связи, а в  конце «Ночных молитв» вспоминаются  псалмовые темы из всех предыдущих  частей» — поясняет автор.  

В этот же период в одном из интервью  Канчели сказал: «Как ни жаль, но мой  «роман» с большим симфоническим  оркестром подходит к концу. Я чувствую,  что мне необходимо на долгое время  отказаться от него». Однако, отказ от  оркестрового масштаба не сказался на  масштабе самого сочинения: «Ночные  молитвы» — гигантское полотно музыки состояния, музыки-медитации: протяжные  звуки, «звучащие» паузы, размеренный  аккордовый пульс, неторопливая  поступенность мелодики, порой  останавливаемая монотонностью  псалмодии. Чередование состояний  венчается краткими репликами сопрано,  чей голос сложно воспринять иначе как  ангельский.  

В концерте прозвучит версия для кларнета  и струнного оркестра, которую Канчели  создал специально для канадского  кларнетиста Юлиана Милкиса. 

Якоб тер Вельдхаус (р. 1951) 

«SkyFalling» Концерт №2 для фортепиано  и камерного оркестра 

Якоб тер Вельдхаус о концерте «Sky  Falling»: «Во время мирового финансового  краха 2008 года я слышал, как репортер с  Уолл-стрит сказал, что «небо не падает». Сегодня  на карту поставлены самые, казалось  бы, традиционные ценности  прошлого. Образ падающего неба был  вдохновляющей метафорой в  процессе композиции. Для меня  слушать симфонический оркестр — это  часто ностальгический опыт, потому  что оркестр как инструмент мало  изменился за последние 200 лет.  Поэтому, когда я пишу для оркестра, я  стараюсь не навязывать ему то, чем он  не может стать. На мой взгляд,  симфонический оркестр — это тренер, а  не машина. Зато красивый тренер.  Несколько лет назад мы с пианистом  Рональдом Браутигамом выступали в  одной программе с голландским  оркестром, и я услышал, как он играет  Моцарта: как будто небо открылось,  так красиво звучала и музыка  Моцарта, и туше Рональда. Мой  Второй фортепианный концерт может  показаться неоклассическим, но в нем  также есть влияние блюза как,  например, в первом tutti. Кроме того,  большую роль играют постоянные  «подпрыгивающие» диссонансы. «Sky  Falling»» вышел менее драматичным,  чем я предполагал изначально, но, как  всегда, это зависит от того, как его  трактуют музыканты» 

Концерт «Sky Falling» был написан в  2009 году и посвящен Рональду  Браутигаму. Концерт был заказан  голландской телерадиокомпанией  AVROTROS при финансовой  поддержке Фонда исполнительских  искусств Нидерландов. Премьера и  радиопередача состоялась 5 и 7 марта  2010 года в Вреденбурге, Утрехте и  Концертгебау, Амстердам, Рональдом  Браутигамом и филармонией  голландского Radio Kamer под  управлением Тьерри Фишера.

Санкт-Петербург

5 октября

Квартет саксофонистов «Хабанера»

 

Концертный Зал Яани Кирик  в 20:30, Санкт-Петербург

И. С. Бах
Прелюдия до минор из ХТК, I том  BWV 847

Г. Лигети
4 Багателя из Музыка Ричерката
— 1 Allegro con spirito
— 2 Tempo di valse (poco vivace – « à l’orgue de Barbarie »)
— 3 Rubato lamentoso
— 4 Allegro molto capricioso

И. С. Бах
Прелюдия си мажор из ХТК, I том BWV 868

Т. Эскеш
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА «ТРИ МИМОЛЕТНОСТИ»
-1. Prestissimo con fuoco
-2. Adagio
-3. Allegro

И. С. Бах
Прелюдия си бемоль минор из ХТК, I том BWV 867

В. Давид
МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА «ЭЛЕМЕНТ»
1, Источник
4, Огонь

И. С. Бах
Прелюдия соль диез минор из ХТК, I том BWV 863

Г. Лигети
4 Багателя из Музыка Ричерката
— 5 Canatabile molto legato
— 6 Vivace energico
— 7 (Belà Bartok in mémoriam) Adagio mesto – Allegro Maestoso
— 8 Vivace Capricioso

И. С. Бах
Прелюдия фа минор из ХТК, I том BWV 857

Ф. Гласс
Квартет для саксофонов

Квартет саксофонистов «Хабанера»
Кристиан Вирт, сопрано-саксофон
Сильвен Малезьё, альт-саксофон
Фабрицио Манкузо, тенор-саксофон
Жиль Трессос, баритон-саксофон

6 октября

Концерт карнатик-музыки

а также  
Лев Тернер (р. 1990) 
победитель проекта Re:Formers LAB «Double talk» 
для таблы, фортепиано, скрипки и саксофона мировая премьера 

Концертный Зал Яани Кирик в 20:30, Санкт-Петербург

Концерт выдающихся исполнителей южно-индийской карнатик музыки будет представлен в Медиа Центре парка Зарядье 5 октября. Гуру этого жанра, Б С Манджунатх и Вариашри Венугопал посетят столицу с уникальной программой. Они являются абсолютными величинами этой музыки, важнейшими мировыми представителями этого жанра. Музыканты выступают в лучших залах мира, сотрудничают с выдающимися оркестрами и музыкантами современности. Артисты находятся в постоянном творческом поиске и диалоге с западно-европейской музыкой и современными композиторами. БС Мунджунатх — композитор, новатор, первооткрыватель многих уникальных ритмических циклов (например Тала Фибоначчи, Тала Треугольных чисел, Гурукрупа Тала и многих других собственных, которым он еще не дал имена). Вариашри Венугопал — также композитор, импровизатор, певица и флейтистка. На сегодняшний день является одним из наиболее востребованных индийских музыкантов. Она выступает по всему миру, сотрудничая с такими музыкантами, как Бобби МакФеррин, Луиз Бенкс, и многими другими.

Индийская классическая музыка включает в себя две традиции: хиндустанскую, зародившуюся  и распространенную в Северной Индии, и карнатическую, бытующую в южных индийских  штатах, в том числе Андхра-Прадеш, Телангана, Керала и Карнатака. В отличие от  хиндустанской традиции, карнатическая опирается прежде всего на вокал, сопровождаемый  каким-либо ударным инструментом (табла) и незамысловатым, чаще фиксированным  бурдонным аккомпанементом. Вокальная линия, которую в европейской традиции назвали бы  мелодия, называется рага, ритмический рисунок – тала. Однако, рага – не свободно сочиненная  мелодия, а устойчивый мотив, а точнее целый музыкально-поэтический комплекс, наделенный  закрепленной символикой, смыслом. Так, существуют раги, которые следует петь в  определенное время дня (утренние, дневные, вечерние), года (весенние, зимние), состояния  (веселье, любовь, покой), мужские и женские раги и т.д.  

Обычно рага состоит из 7 ступеней индийского звукоряда, который, в отличие от 12-титонового  европейского, делится на 22 неравных микрохроматических ступени. На сегодня трудно  определить сколько всего существует раг, т.к. изменение одного тона – это уже новая рага.  Исполнение раги базируется на импровизации, конечная же цель исполнения – духовное  единение слушателя и артистов через красоту музыки. 

В концерте также прозвучит сочинение Льва Тернера, победителя композиторской лаборатории Re:FormersLab. Опус «Double Talk» — опыт соединения мелодики и ритмов музыкальных  традиций Европы и Индии.  

7 октября

«Обратная Перспектива» в постановке Джоны Бокаера (США)

 

Концертный Зал Яани Кирик в 19:30, Санкт-Петербург

Обратная Перспектива — это слияние живых выступлений всемирно известного хореографа Джоны Бокаера и дуэта Виталия Ватули (саксофон) и Марии Немцовой (фортепиано) (VitaDuo) под музыку выдающегося композитора своего поколения Полины Назайкинской. Интересно, что это новое исследование граней искусства, в котором саксофонист Виталий Ватуля не только играет на саксофоне, но и задействован в хореографии.

Обратная Перспектива исследует путешествие артиста в прошлое с целью понять настоящее. Проект охватывает такие темы как свобода и безопасность, искусство, государство и человек. Проект приглашает зрителей вместе с артистами исследовать себя и свой внутренний мир.

Премьера выступления состоялась в прошлом году в США.

Виталий Ватуля (саксофон)
Мария Немцова (фортепиано)
Джона Бокаер (танец)
Надя Кайраллах (танец)
Хала Шах (танец)